Монументы российским военным морякам в поселке Ивами, преф.Тоттори
     
         
   

На территории поселка Ивами (преф.Тоттори) имеются два памятника российским военным морякам, тела которых были обнаружены в море или на побережье после Цусимского сражения в 1905 году.

Один из монументов представляет собой каменный обелиск с надписью по-японски: "монумент российскому офицеру, чьи останки были принесены морем".

Инициатива сооружения этого памятника принадлежит видному уроженцу этих краев Рэндзо САВАДА (1888-1970 гг.). По соседству с обелиском также установлен камень с надписью, рассказывающей о событиях 1905 года. Мемориал размещен (см. карту №1) на берегу живописной небольшой лагуны с почти отвесными скалами. Подойти к нему можно по лестнице, которая насчитывает несколько сотен ступенек и начинается у стенда с текстом на японском и русском языках об обстоятельствах обнаружения и захоронения более 100 лет назад тел двух российских военных моряков.

Второй монумент установлен в 1994 году. На надгробном памятнике выбита надпись на японском: "памятник российскому военнослужащему". Он удален от моря на несколько десятков метров (см. карту №2) и посвящен памяти еще одного российского военного моряка, чьи останки были захоронены на этом месте в 1905 году.

   
         
   
   
         
   

Указанные выше памятные знаки связаны с судьбами троих российских военных моряков. География монументов - бывшие деревни Тадзири и Хигаси, вошедшие в 1954 году в состав поселка Ивами (преф.Тоттори).

В японских краеведческих источниках указывается, что 16 июня 1905 года (*1) рыбак из деревни Тадзири (*2) обнаружил в открытом море останки российского матроса и доставил их на пристань. Среди жителей деревни, якобы, были недовольные таким поступком рыбака. Тело российского военного, поднятое из воды примерно в 20 километрах от бухты деревни, предлагалось вернуть обратно в море. Однако эта точка зрения не возобладала, и матроса похоронили в одинокой могиле на морском берегу. Следует отметить, что до начала XX века захоронения иностранцев на территории Японии были редкостью и в основном ограничивались специальными погостами для иностранцев в нескольких портовых городах, открытых для заходов иностранных судов.

Этим случаем печальные находки не ограничились. На следующий день другой местный рыбак примерно в 40 километрах от той же бухты обнаружил в море останки уже второго россиянина - офицера, якобы штабс-капитана (*3).

Сохранилась датированная 1905 годом докладная записка главы деревни Тадзири в адрес главы уезда Ивами, в которой, в частности, есть опись найденного при погибших.

По воспоминаниям очевидцев, присутствовавших на похоронах, россиянин был, по японским меркам, крупной комплекции. Его похоронили в нескольких метрах от могилы захороненного ранее нижнего чина. Спустя несколько лет останки россиян были перезахоронены. В настоящее время место, где когда-то находились эти могилы, известно лишь приблизительно. Полагают, что россияне были погребены несколько дальше вглубь береговой полосы, по сравнению с местом, где спустя почти 60 лет был установлен обелиск.

   
   
 
   
         
   
Монумент российским военным
 
Монумент российским военным
   
         
   

Был еще один эпизод (третий), когда 26 июня 1905 года на берегу в районе деревни Хигаси (*2) были обнаружены останки еще одного российского моряка. Погибший (как считается, матрос) был погребен на местном кладбище. 7 июля 1994 году на могиле был установлен памятник. Вероятно, останки этого российского моряка перезахоронены не были.

   
         
   
Памятник российскому военному
 
Памятник российскому военному
   
         
   

Следует отметить, что в некоторых японских источниках бытует, возможно, ошибочное мнение относительно дальнейшей судьбы праха российских военных, захороненных в июне 1905 года в Ивами. Есть основания полагать, что утверждения, о том, что за прахом приезжали прямые родственники погибших и забрали останки в Россию, скорее всего не верны. Упоминается, что деревню Тадзири посещали трое европейцев, которые эксгумировали останки и увезли их в двух привезенных ими мешках. В том же тексте допускается, что приезжавшие могли иметь отношение к Посольству Российской империи в Японии. В японском архиве сохранились персональные данные погибшего. Имя - Николай. Фамилия - "Цусицукуэфу". Адрес (домашний?): Санкт-Петербург, Покровская (?) площадь, д.206, кв.6.

Перезахоронение праха, как полагаем, было осуществлено в 1909 году под началом российской дипломатической миссии в Токио в рамках охватывавшей всю Японию программы переноса на несколько крупных японских кладбищ останков российских воинов, покоившихся тогда в удаленных и зачастую закрытых для посещения российских представителей уголках Японии.

Этот шаг был предпринят для того, чтобы не допустить забвения памяти погибших. Тогда предполагалось перенести 230 останков, из которых 218 планировалось перезахоронинить на русском кладбище в Нагасаки, в том числе прах российских моряков, вынесенных на японский берег в районе поселка Ивами.

Существуют некоторые противоречия и в суждениях о том, сколько тел российских военных было обнаружено и захоронено жителями деревни Тадзири в июне 1905 года. Это разночтение - два или три тела - базируется на том, что в некоторых источниках (*4) утверждается, что 17 июня жителями деревни Тадзири (*2) были обнаружены первые два тела россиян, а 27 июня было обнаружено еще одно тело. Отметим, что случай обнаружения останков российского военного жителями соседней деревни Хигаси (*2) в этих работах упоминается отдельно и датируется 26 июня 1905 года.

Хотя весьма вероятно, что мы имеем дело со случаем повторного учета дублирующих друг друга сведений, к тому же содержащих неточности в указании дат. Тем не менее, мы не можем пренебречь этими свидетельствами.

Полагаем, что как тогда, так и сейчас принципиально важно другое: останки погибших были упокоены, а память о россиянах, павших в бою, сохранена.

В настоящее время, в поселке Ивами раз в пять лет проходят мероприятия, посвященные памяти погибших российских военных моряков. В них принимают участие представители Посольства России в Японии и Генерального консульства в Осаке.

   
         
Карта №1
   
   
   
Карта места установки монумента российским военным
   
    [вернуться к началу]     
 
   

 

   
Карта №2
   
   
   
Карта места положения могилы российского военного
   
    [вернуться к началу]     
 
   

Примечания:

*1 Даты здесь и далее приведены по Григорианскому календарю (новый стиль). Так как в разных источниках можно встретить даты, которые приводятся с использованием Юлианского или даже японского календарей, то отметим, что, например, 16 июня 1905 года по Григорианскому календарю соответствует 3 июня этого же года по Юлианскому календарю и 14 мая 38 года эпохи Мэйдзи по японскому стилю. [вернуться] 

*2 Деревни Тадзири и Хигаси ныне входят в состав поселка Ивами. В русском тексте книги В.Г.Гузанова и М.Судзукавы "Могилы русских воинов в Японии. 1904–1905 гг.", к сожалению, приведено ошибочное чтение - Таго - названия деревни Тадзири. [вернуться] 

*3 В настоящее время установить, на основании каких знаков различия было вынесено суждение, что погибший носил российское военно-морское звание штабс-капитана, а также насколько компетентны в данном вопросе были выносившие суждение, не представляется возможным. [вернуться] 

*4 В частности, в работе В.Г.Гузанова и М.Судзукавы "Могилы русских воинов в Японии. 1904–1905 гг.". [вернуться] 

   
         
         
вернуться